Общество напряжённо движется от одного заблуждения в туризме к другому. В туризме
долго господствуют представления о том, что человек, посещающий другие города
и страны с ознакомительными целями, является туристом. Корни этого заблуждения
уходят в некритическое мышление. Мнение о том, что существуют виды туризма:
рекреационный, медицинский, деловой, паломничество, событийный и др. - очередное
заблуждение в туризме. Логический анализ опровергает это заблуждение.
Одно и то же путешествие разные люди называют по-разному, одни - туризмом,
другие - экскурсией. Одну и ту же поездку разные люди называют по-разному, одни
- туристической поездкой, другие - экскурсионной. Налицо противоречие. Произошло
смешение понятий. В литературе можно встретить термин экскурсионный туризм.
Сказать экскурсионный туризм всё равно, что сказать коньковые лыжи. Туризм и
экскурсия - это не синонимы. Между этими понятиями существуют принципиальные
различия. Понятия экскурсии и туризма являются пересекающимися. Объём понятия
экскурсия частично совпадает с объёмом понятия туризм. Признак - досуговая коллективная
деятельность, связанная с познанием окружающего мира - характерен и для экскурсии,
и для туризма.
Результатом перестройки в СССР стало появление туристических фирм. В 1988 году
появились фирмы с гордым названием "Туристическое агентство". Они продавали
путёвки советским гражданам на экскурсии в страны Европы, так называемые туры.
Первоначально название организации, продававшей путёвки на отдых, было "Бюро
экскурсий и путешествий". Логично было бы сохранить название для новых агентств.
Но предприниматели поступили иначе. Слово экскурсант не воспринимается так благозвучно,
как слово турист. А раз так, то надо всех путешественников отныне называть туристами.
Что и было сделано быстро без шума и пыли. С точки зрения логики предприниматели
допустили логическую ошибку ignoratio elenchi - подмена тезиса, состоящую в
том, что в качестве главного признака они приняли "передвижение по маршруту".
В действительности же главным признаком экскурсии является "посещение объектов
и мероприятий". Опасность этой ошибки заключается в том, что из-за сходства
признаков создаётся иллюзия истинности принятого названия.
Определение понятия туризма и понятия экскурсии, истинно отражающих сущность
Одни ребята подсуетились и в России появились институты туризма и туристика
- наука о туризме. Туристика не может считаться самостоятельной наукой по той
причине, что объект туристики (индустрия туризма) и предмет туристики (туристский
продукт) определены неверно. Объект науки - это сфера реальности, на которую
направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки - это элементы, аспекты,
свойства объекта. Не сделано главное, не приведена онтологическая схема туристики.
На вопрос, почему нет одного единственного определения понятия туризма, истинно
отражающего сущность, великие учёные-туристики ответили: "Вам надо, вы и формулируйте.
Лично нам оно не надо. Нам итак хорошо". Другие ребята подсуетились и в России
появились академии туризма.
Умиляет критерий отличия туризма от экскурсии, указанный многочисленными исследователями
- 24 часа. По мнению исследователей, прогулка менее 24 часов - это экскурсия,
более 24 часов - это уже туризм. Представьте себе такую ситуацию. Бабушка поехала
навестить свою внучку. Она говорит дочке: "Пожалуй, я останусь на ночлег, и
тогда я буду туристкой. Мне неприятно, когда соседи злословят: "Смотри, вон,
экскурсантка приехала". В действительности точки бифуркации нет. Экскурсия -
это не куколка, превращающаяся через 24 часа в бабочку. Привожу определение
туризма, истинно описывающее сущность.
Туризм - явление, характеризующееся передвижением людей по маршруту в походных
условиях, обусловленное стремлением сблизиться с природой
Явление экскурсии: характеристика явления - посещение объектов или мероприятий.
Условия, при которых наблюдается явление - зрелищность. Причинно-следственная
связь - потребность человека в новых впечатлениях.
Привожу определение экскурсии, истинно описывающее сущность:
Экскурсия - это явление, характеризующееся посещением объектов или мероприятий,
обладающих зрелищностью, обусловленное потребностью человека в новых впечатлениях
Потребность в новых впечатлениях - это фундаментальная потребность. Это хорошо
понимали древние римляне, сформулировавшие принцип "хлеба и зрелищ". Развитие
человечества происходит по спирали. Вначале экскурсии проводились на мероприятия
(гладиаторские бои), потом - на объекты (достопримечательности) и, спустя 20
веков - вновь на мероприятия (фестивали, карнавалы, чемпионаты).