Ораниенбаум
> Китайский дворец
Китайский дворец
Китайский дворец в Ораниенбауме — уникальный памятник русской культуры XVIII
века. Во-первых, он подлинный, так как оказался единственным дворцовым ансамблем,
который не был разрушен во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. А
во-вторых, все его экспонаты были благополучно доставлены из эвакуации и заняли
свои прежние места в дворцовом интерьере. Теперь это не только художественно-архитектурный
памятник, но и место, где размещены уникальные и бесценные сокровища.
Китайский дворец был построен по повелению Екатерины II. Проводя свои молодые
годы в Ораниенбауме, Екатерина, став императрицей, пожелала именно здесь иметь
собственный дворец. Название дворца «Китайский» связано с тем, что комнаты в
нем отделаны в духе китайского искусства. Это было данью времени. В XVIII веке
вся Европа была охвачена искусством «шинуазри», что значит
«киташцина». Для дворца Екатерина II приобретала или же по ее указанию изготавливались
редчайшие предметы прикладного искусства, коллекции живописи и фарфора. Сегодня
многие из этих предметов украшают дворец.
Екатерина II проявляла живейший интерес к своей летней резиденции. И в 1768
году Китайский дворец был готов. Она хорошо сознавала художественную ценность
дворца и неизменно гордилась им. Не случайно, что здесь она принимала «чужестранных
министров» и даже некоторых европейских монархов. Императрица охотно демонстрировала
эту «редкую драгоценную игрушку» знатным иностранным гостям, заранее предвидя
их восхищение. Именно поэтому зачастую начинала прием в Стеклярусном
кабинете, где редкое и изысканное убранство интерьера свидетельствовало
о высочайшем уровне русского искусства, которое не уступало искусству Европы,
а также подчеркивало утонченный художественный вкус хозяйки загородного дворца.
По заказу Екатерины II в Италии художниками Венецианской
академии художеств были созданы изысканные плафоны для интерьеров Китайского
дворца. Во дворце писали свои произведения знаменитый тогда Серафима Вароцци
и неподражаемый Стефано Торелли. По заказу Екатериной II в Париже была приобретена
коллекция мебели — кресла из орехового дерева, а в Китае — фарфор и уникальные
предметы восточного искусства, украшающие интерьеры китайских комнат. По заказу
Екатерины в Петербурге были вышиты единственные в своем роде знаменитые, стеклярусные
панно, которые являются шедевром декоративно-прикладного искусства.
Стеклярусный кабинет — это поистине новое слово в дворцовом убранстве. Каждое
панно заключено в орнаментальную раму из листьев аканта с гроздьями винограда,
морских раковин диковинной формы и растительных побегов. Рисунки панно разнообразны:
тут и экзотические птицы, фантастические плоды, бабочки, различные цветы и,
конечно, китайская пагода. Все двенадцать панно, как драгоценные камни, заключены
в резные золоченые рамы, выполненные в виде стеблей, увитых цветами и листьями.
Виртуозный рисунок композиций, изысканная цветовая гамма, достойное обрамление
панно — все это указывает на незаурядный талант русских мастеров. Хочется отметить,
что принимала участие в шитье и сама императрица!
Екатерина II приложила немало вкуса и таланта, чтобы собственная дача стала
местом незабываемого отдыха и развлечений не только русского двора, но и «знатных
чужестранных господ». Здесь проводил летнее время в забавах и увеселениях и
малый двор. В свиту императрицы и наследника престола входили дамы и кавалеры
из знатных русских фамилий: Салтыковы, Нарышкины, Голицыны, Куракины и др.
Здесь устраивались маскарады, танцы, фейерверки, театральные представления
— оперы и балеты с участием итальянских артистов. Одной из любимых забав молодой
императрицы в Ораниенбауме была изящная и нарядная катальная горка, построенная
по проекту архитектора Антонио Риналъди. Эта «русская забава» сумела покорить
даже коронованных гостей императрицы. В 1777 году сам король Швеции
Густав III приобщился к этим катаниям. Надо отметить, что иностранцы, впервые
вкусив такого развлечения, были очарованы и покорены им, что вызвало повальное
увлечение «русскими горками» по всей Европе. Сегодня, как и много лет назад,
Ораниенбаум удивляет, поражает, заставляет восхищаться своей нарядностью, изысканностью,
оставляя в душе чувство гармонии, которое только и дает истинное искусство.
|