Петергоф > Монплезир
Дворец МонплезирРеставрация Момплезира в 1950 х гг была самой значительной за всю историю.
Во время войны уникальные росписи плафонов в Парадном зале и Морском кабинете
были сильно повреждены и частично утрачены. Последовавшее исследование показало,
что они подверглись грубым изменениям при ремесленных реставрациях XIX века. Некоторые
специалисты предложили сохранить изменения, которые объект претерпел на протяжении
веков, и не воссоздавать утраты. Бригада художников реставраторов под руководством
Рудольфа Петровича Саусена выполнила расчистку живописи от загрязнений и записей,тем
самым сохранив бесценные росписи XVIII века.
Для укрепления красочного слоя в результате многочисленных проб был подобран
состав, стойкий к атмосферным воздействиям, так как дворец не отапливается в
зимний период. По предложению Саусена для антисепирования деревянной конструкции
сводов плафонной живописи растворы были введены путем продувания их снизу через
специальные отверстия в незаметных местах у обрамляющих тяг на плафонах. Реставраторам
необходимо было восстановить дворец во всей целостности, поэтому места утрат
живописи были воссозданы по сохранившимся фотографиям. При этом в местах соприкосновения
новой живописи с подлинной были оставлены едва заметные линии. После осуществлённой
реставрации плафонов художниками-реставраторами во главе с Саусеном впервые
за многие годы роспись плафонов Монплезира вновь предстала во всем своем великолепии.
10 августа 1958 года для посетителей открыли отреставрированный Парадный зал
Монплезира, в котором были представлены 49 музейных предметов (22 картины, 1
стол русской работы. 6 голландских стульев, штоф, бокалы, рюмки, стаканы, графины).
Восстановленный зал вызвал большой интерес у посетителей. Только за один воскресный
день я нем и на выставке по истории строительства и восстановления дворца побывало
более 1500 человек.
Примером сложнейшей коллективной реставрации является возрождение Лакового
кабинета в 1955- 1959 гг., в котором принимали участие художники, резчики, позолотчики,
скульпторы. Из 94 лаковых панно, украшавших с гены кабинета, сохранилось только
четыре. В 1955 г. была сформирована бригада художников Палеха центра русской
лаковой живописи, которую возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР Н. М.
Зиновьев. Только после отработки композиций на эскизах, все лаковые панно были
выполнены в натуральную величину. Большую сложность для реставраторов представляло восстановление резьбы и дубовой
обшивки стен, полностью уничтоженных фашистами. Вся художественная резьба по
дубу выполнялась заново мастерами И. Балдосовым, В. Раппе и другими. Бригады
мастеров-краснодеревщиков В. Хасина и А. Уткина в 1958-1959 гг. смонтировали
дубовую облицовку стен, двери и паркетные полы во всех интерьерах дворца.
14 мая 1961 года в Нижнем парке прошло большое народное гуляние, посвященное
предстоящему XXII съезду КПСС. К этой дате публике были представлены почти все
интерьеры дворца Монплезир: Парадный зал, Лаковый кабинет, Буфетная, Морской
кабинет, Спальни, Секретарская и галереи.
После торжественного открытия дворца продолжались незавершенные работы по
изготовлению изразцов для облицовки стен Кухни, ремонту фасадов и гидроизоляции
здания. По сохранившимся образцам бригада ленинградских мастеров под руководством
художников Б. А. Мицкевича и Ю. А. Разгильдяева выполнила более 3500 расписных
изразцов по технологии XVIII века. Среди них пет двух абсолютно одинаковых по
рисунку и композиции.
22 авуста 1965 года с открытием отреставрированной Кухни завершилась многолетняя
реставрация дворца.
К летнему сезону 1960 года в Монплезире дополнительно открыли Лаковый кабинет
и Буфетную. Посетителям дворца впервые была представлена подлинная история создания
Лакового кабинета, так как благодаря архивным изысканиям П.И. Архипова стало
известно.что лаковые панно были выполнены не китайскими, а русскими мастерами
в 1720-1722 гт. Воссозданные лаковые панно стали выдающимся произведением русского
искусства, созданным мастерами Палеха.
За сезон 1960 г. дворец Монплезир посетили 100542 человека.
Люди, видевшие Монплезир, варварски обезображенным фашистами в годы войны,
высказывали бесконечную благодарность советским мастерам, которые возродили
памятник русской культуры первой четверти XVIII века. Их восхищала праздничная
яркость росписи плафонов, гармоничное сочетание красочных лаковых панно с золоченой
резьбой, дубовой облицовки стен с расписными изразцами и удивительной лепкой.
|