Малые города России... Тихие, уютные, с богатой историей и неповторимой архитектурой.
Среди них старинный город Шуя. Он расположен на живописных берегах реки
Тезы, притока Клязьмы.
Любопытны предания об этом городе, "что он есть один из самых древних городов
и был некогда Столицею Белой России, и что само слово Шуя на сарматском языке
значит Столица". Древнее поселение на месте Шуи основали, вероятно, угро-финские
племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова "суо"
- болото, озеро, болотистая местность. Согласно другой версии, наименование
восходит к древнеславянскому "ошую", т.е. "слева", "по
левую руку" (в данном случае "на левом берегу").
Первое документальное свидетельство о Шуе относится к 1539 году. Под этой датой
Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разоренных казанским ханом
Сафа-Гиреем. Однако есть основания предполагать, что город существовал уже в
середине 14 века в составе Суздальско-Нижегородского княжества.
С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении
почти 200 лет. Род Шуйских ведет свое начало от Василия Кирдяпы - одного из
Суздальских князей. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский -
последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на
Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий
Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой.
В селе Мельничном (ныне окрестность Шуи), по преданию, похоронена дочь царя
княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория пл. Союзной) были осадные дворы,
принадлежавшие князю И.И. Шуйскому, князю Д.М. Пожарскому и др.
Внимание царствующих особ к нашему городу не ослабевало на протяжении многих
веков. Иван
Грозный во время похода на Казань
в 1549 году посетил Шую и вскоре включил ее в числе других 19 городов в состав
опричнины (1565-1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной
грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Федору.
В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Петр I . Он остановился
в городе, чтобы приложиться к местной святыне - чудотворной иконе Шуйско-Смоленской
Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654-1655 годах, когда
в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия
прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных.
Петр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург.
Горожане, узнав об этом, упали перед царем на колени и умолили оставить Небесную
Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своем месте в Воскресенском храме.
В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая
любила охотиться в окрестных лесах.
Побывал в Шуе и еще один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по
России в сопровождении известного русского поэта В.А. Жуковского, Шую посетил
будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города,
цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан - богатейших
купцов Посылиных и Киселевых.
Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города
на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного
Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы
- в 1654 г. в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании,
привозившей товары из Архангельска.
В это же время Шуя славилась ярмарками.
В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании
Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи
представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на
задних лапах львиный леопард - символ губернского города
Владимира; в нижней части - "на красном поле брус мыла, означающий
славные находящиеся в городе мыльные заводы". Действительно, мыловарение
было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим
в писцовой книге Афанасия Векова 1629 г. Уже в 16 веке определился промышленный
характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был
овчинно-шубный. Он особенно процветал в 16-17 веках, поэтому царя Василия Шуйского
в народе называли "шубником".
С давних времен развивался в Шуе текстильный промысел - изготовление льняных
тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах
посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины 18
века в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура
купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к концу 18 века всемирный
рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы - династия Киселевых - были первыми
предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии
не только в Шую, но и ее окрестности. Параллельно Киселевым быстро развивались
фабрики купцов братьев Посылиных. Продукция посылинских мануфактур была удостоена
большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности
в Санкт-Петербурге в 1829 г. "Этот купеческий дом в Шуе искони богатый,
расчетливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства
вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из
первых заведений в государстве", - так русский писатель Дмитрий Шелехов
в середине 19 века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной
промышленности.
Шуйское купечество сыграло важную роль в благоустройстве и создании архитектурного
облика города. Силуэт Шуи определяли храмы. К 1917 г. в города было 20 церквей.
Шедевром русского зодчества 1 половины 19 в. по праву считается комплекс Воскресенского
собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней
- первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 г. на третий
ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270
пудов). Он был отлит в Москве
на средства крупнейшего фабриканта М.А. Павлова. С 1991 г. Воскресенский собор
является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря - шуйской православной
обители, известной с 1425 г.
Шуя всегда была связана с российской культурой. Шуйское духовное училище,
одно из старейших в России, закончил Иван Владимирович Цветаев, создатель
московского Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина, знаменитая
"Волхонка", отец выдающейся поэтессы "серебряного века"
Марины Цветаевой). Шуя - родина Константина Бальмонта, замечательного лирика,
"стихийного гения" русской поэзии, который по праву считается зачинателем
русского символизма.
В шуйской земле покоятся все предки поэта, здесь сохраняются в неизменном
историко-культурном ландшафте XIX-нач. XX в. дом поэта, здания гимназий, где
он учился и другие мемориальные места (парк, территория усадьбы родителей
и т.д.).
История шуйской земли находит свое отражение в богатой коллекции Шуйского
историко-художественного и мемориального музея.
"Семь чудес" города Шуя
С давних времен принято выделять "семь чудес света", семь античных
произведений архитектуры и искусства, не имеющих себе равных по размерам,
красоте и неповторимости. Из богатейшей и долгой истории нашей родной Шуи
также можно выбрать семь достопримечательностей, семь неповторимых исторических
ценностей, отличающих и отмечающих наш город среди других.
Первое "чудо"
Предание о том, что город Шуя был некогда столицей Белой России и само слово
"шуя", как утверждал в 18-м веке историк И.Н. Болтин, в переводе с
сарматского означает "столица". Об этом предании сообщает книга "Картина
России, изображающая историю и географию, хронологически, генеалогически и статистически.
Собрано из верных источников". (Москва, 1807): "Древние наши писатели
под именем Белой России разумели Польской и Мерянской, или Суздальской предел
с принадлежащими к ним областями... так, что границы сея области простирались
на север до Великой Руссии по Волгу, на восток до Югров и вниз по Волге
до устья реки Оки
с Мордвою, на юг до Оки же с княжеством Рязанским и Болгарами,
а потом до реки
Воронежа. Престол древнейший во время Сарматских государей в сей части был
град Шуя; при Владимире Ростов;
но Юрий II перенес его в Суздаль;
Андрей II во Владимир, Иоанн Калита в Москву".
Второе "чудо"
Второе "чудо" относится не к самой Шуе, но к Шуйской земле. Это
рекорд рождаемости из книги "Дополнения к Деяниям Императора Петра Великого"
(т. 18, 1797 г.). "В присланной к переписи ведомости в бывшую Московскую
губернскую канцелярию из Шуйского Уездного Суда 1782 г. февраля 27 дня показано,
что тогож уезда владения Николаевского монастыря, у крестьянина Федора Васильева,
которому от роду 75 лет, было две жены, с коими прижил он детей: с первой
- 4 четверни, семеры тройни, да шестнадцатеры двойни, итого 69 человек, с
другой женой - двои тройни, и шестеры двойни, итого 18 человек; всего же имел
он с обеими женами детей 87 человек, из коих померло 4, налицо живых 83 человека".
Этот рекорд официально "признан" мировым - об этом сообщает известная
во всем мире "Книга рекордов Гиннеса".
Третье "чудо"
Колокольня Воскресенского собора. Она была выстроена в 1832 году. "Зданием
каменная, о пяти ярусов, ярусы украшены башнями, колоннами и лепными украшениями.
Вышина колокольни от основания до оконечности креста 49 саж. 2 арш.". В
переводе на современные единицы измерения высота колокольни составляет почти
106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по
высоте лишь колокольне Петропавловского
собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м).
Четвертое "чудо"
Икона Шуйско-Смоленской Божией Матери, находившаяся до 1922 года в Шуйском
Воскресенском соборе. Написана она в 1654-1655 гг., во время свирепствующей
в Шуе страшной "моровой язвы". Автор иконы - шуйский изограф Герасим
Тихонов сын Иконников. (Не в обиду будет сказано палешанам, искусство иконописи
пришло в Палех,
по всей видимости, из Шуи). Уже на другой день после написания иконы, иконописец
увидел образ иконы измененным, он пытался исправить изображение, но на следующий
день повторилось тоже самое. Это было первое чудо Шуйской иконы. А всего их
было записано 109. Икона была признана чудотворной в 1667 г. особой государственной
комиссией, состоящей из 5 архимандритов, 2 игуменов и протоиерея. По преданию,
Петр I в 1722 году посещал Шую только для того, чтобы поклониться Шуйской иконе,
якобы излечившей его от тяжелой болезни и что царь хотел забрать икону в Москву,
да шуйские купцы на коленях отговорили...
Пятое "чудо"
Пятое "чудо" также имеет непосредственное отношение к Воскресенскому
собору. Это большой колокол собора. Он имел вес 1270 пудов (около 21 тонны!).
Высота его 5 аршин (аршин=71 см) и диаметр - 4 аршина. Это 10-11-й по весу
колокол в России. (Для сравнения: главный колокол главного собора в Риме -
собора Св. Петра - весит "всего" 700 пудов).
Шестое "чудо"
Особенности быта и нравов шуян, многократно отраженные в русском фольклоре.
Редко какой город может похвастаться таким количеством поговорок, присказок,
прибауток...
Например, широко известные выражения "ваня-тетеря" и "турушинский
совок" - чисто шуйского происхождения. "Ваня-тетеря" жил когда-то
в нашем городе, а выражение "турушинский совок" происходит от фамилии
бывшего хозяина магазина на Торговой площади Шуи - Турушина Ивана Мартьяновича.
А сколько поговорок о Шуе и шуянах:
В Питере бывал, на полу сыпал и тут не упал;
Шуйский плут, хоть кого впряжет в хомут;
Кабы мне крепкого мыльца;
В Суздале да Муроме Богу
молиться, в Вязниках
погулять, в Шуе напиться;
Беса в солдаты отдавали.
Последняя поговорка - из повести о Савве Грудцыне (написана в 60-е годы XVII
в.), в которой рассказывается как шуяне "беса в солдаты отдавали".
Кстати, некоторые исследователи считают данную повесть первым опытом создания
русского романа!
Седьмое "чудо"
Вглядываясь в семивековую историю Шуи, нельзя не заметить какого-то особого
отношения особ "царских кровей" к нашему городу.
Целый род известнейших бояр носил фамилию Шуйских, среди которых был даже
царь - Василий Шуйский.
В 1552 году после взятия Казани в Шуе побывал царь Иван Грозный.
О посещении Шуи (в 1722 г.) Петром Великим уже было сказано.
В 1729 году в нашем городе около 2-х месяцев жила, отдыхала дочь Петра I,
будущая царица Елизавета Петровна.
В 1837 году в Шуе останавливался престолонаследник, будущий император Александр
II.
Все-таки Шуя - город провинциальный, и это внимание выглядит неслучайным.
Может быть, это связано как-то с легендой о сарматской столице (см. "чудо
первое").
Почему-то Шуя, а не такие богомольные города, как Суздаль, Муром или Ростов
Великий, первой (в 1922 г.) выступила против большевистской "кавалерийской
атаки" на Русскую Православную Церковь.
Шуя привлекала не только царских особ, но и внимание известных русских писателей
и поэтов. Наш город упоминается в произведениях Н.А. Некрасова, П.И. Мельникова-Печерского,
Л.Н. Толстого, В.А. Гиляровского К.И. Чуковского, И.А. Бунина, М.Н. Загоскина,
В.В. Маяковского, Н.А. Клюева, А.А. Ахматовой, а также имеющих "кровное"
отношение к Шуйской земле Константина Бальмонта и Марины Цветаевой. Внушительный
список! Чем-то Шуя (название или сам город) их всех привлекала.
Загадка (загадки?)
Шуи пока не разгаданы. Одно только можно сказать точно: Шуя - город особый,
уникальный, другого такого нигде нет и уже никогда не будет...
Туризм
Природно-климатические особенности, комфортная экологическая среда делают Шую
привлекательной для туристов. Куда бы вы ни направлялись, повсюду Вы будете
вдыхать прозрачный, легкий воздух, напоенный живой историей и простором. Жизнь
как бы совершенно неожиданно дарит Вам кусок райского покоя.
Приезжайте в наш город! Вас порадует тишина его улиц, живописные уголки, радушие
и своеобразный город шуян.