По пути в северную столицу расположен Вышний Волочек — центр туристской
зоны «Русская Венеция».
В нем сохранилась первая в России искусственная гидротехническая система, построенная
в начале XVIII века по указу Петра I и связавшая Каспийское
и Балтийское моря.
Вышний Волочёк — город с площадью 54 кв. км., расположенный в 120 км
к северо-западу от Твери,
с населением 59,7 тысячи человек.
Располагаясь на железнодой и автомобильной дорогах, соединяющих обе столиц,
он имеет удобное транспортное сообщение. Расстояние по железной дороге от Вышнего
Волочка до Москвы - 287, до Санкт-Петербурга
- 365 км.
Своим происхождением и своеобразием внешнего облика город обязан уникальному
географическому положению на границе водоразделов Балтийского и Каспийского
морей. Основной достопримечательностью города считается Вышневолоцкая водная
система — комплекс искусно соединённых и зарегулированных рек, каналов
и озёр, долгое время служивший главной транспортной магистралью страны.
Вышневолоцкая водная система - первый искусственный водный путь в России, соединивший
Балтийское и Каспийское моря. Началом создания водной системы считается 1703
год, когда Петр I издал Указ о строительстве канала между реками Цна и Тверда
в районе Вышнего Волочка. В то время сухопутное сообщение между Москвой и Петербургом
уже не могло в полной мере удовлетворять постоянно растущую потребность в продовольствии
и строительном лесе. Поэтому острая государственная необходимость заставляла
искать надежные и дешевые пути связи с отдаленными районами страны. Площадь
воды, которая омывает и пронизывает город — 200 кв. км. Реки, каналы,
огромное водохранилище площадью 109 кв. км, семь островов, на которых расположен
город, 32 км набережных, более 40 мостов — вот почему Вышний Волочёк издавна
называют "русской Венецией".
Почти полтора столетия вплоть до середины XIX века Вышневолоцкая водная система
являлась единственным транспортным сообщением Петербурга с рекой Волгой. Позднее
известный гидротехник Ф. Штукенберг скажет, что Вышневолоцкий водный путь "огромностью
и сложностью своих, средств и пользою превосходит все подобные пути в мире".
Но расчеты голландских мастеров, руководивших строительством, оказались не точными
- канал был мелководным и не мог пропускать достаточное число нагруженных судов.
В 1719 году Петр I поручает реконструкцию канала талантливому гидротехнику М.И.
Сердюкову, который по праву считается создателем Вышневолоцкой водной системы.
За три года гидротехник-самоучка не только привел в порядок канал, но и обратил
в Цну и Тверцу воды ближних рек - Городолюбенки и Шлины, прорыв для этого несколько
вспомогательных каналов. До самой смерти М.И. Сердюков не переставал работать
над усовершенствованием своего детища.
К сожалению, наши туры в Вышний Волочёк подразумевают только краткое знакомство
с городом с осмотром торговых рядов, здания театра, церквей и купеческих особняков
в центре. Тем же, кто посетит город самостоятельно, рекомендуем посетить очень
интересный краеведческий музей, пройтись по берегам каналов, переходя с острова
на остров, найти остатки первой деревянной плотины и к шлюзу петровских времен.
Также на рейсовом автобусе можно съездить на берег Вышневолоцкого водохранилища.
А вот посетить усадьбу Михаила Ивановича Сердюкова на берегу водохранилища,
к сожалению, не получится. Непонятно каким образом власти отдали памятник истории
и культуры, в котором даже гостил Петр I, в частные руки. Исторический ландшафт
испорчен современными зданиями, на входе — шлагбаум.